Публикация инструктора по физической культуре Жане Р.К.
МБДОУ МО г.Краснодар "Детский сад № 31"
«ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ПЛАСТИЧЕСКИЙ БАЛЕТ»
МБДОУ МО г.Краснодар "Детский сад № 31"
«ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ПЛАСТИЧЕСКИЙ БАЛЕТ»
Предлагаемый стиль работы
оказывает на детей колоссальное положительное физическое, психическое и
эмоциональное воздействие. Выполняя программу горизонтального пластического
балета, малыши погружаются в особый мир
движений, музыки, ритма, ассоциаций и вызванных ими эмоций! Обязательным
условием программы горизонтального пластического балета является исходная
стартовая поза лежа на спине, руки вдоль туловища, тело расслабленно и
спокойно. Завершающей же позой программы всегда должна быть поза стоя на
коленях, спина выпрямлена и как бы вытянута вверх, руки вытянуты к «Солнцу»,
пальцы рук выпрямлены и разведены, взгляд устремлен вверх-вперед. Все позы в
программах «горизонтального пластического балета» горизонтальны:
-
упражнения в позах лежа на спине;
-
упражнения в позах лежа на животе;
-
упражнения в позе на боку;
-
упражнения в переворачиваниях со спины на живот и наоборот;
-
упражнения в упоре лежа;
-
упражнения в упоре сзади;
-
упражнения в ползания по-пластунски;
-
упражнения в ползании на низких, средних и высоких четвереньках;
-
упражнения в позе сидя;
-
упражнения в позе на низких и высоких четвереньках.
Слово «пластический» отражает
характер движений, рекомендуемых в «горизонтальном пластическом балете». Все
движения, преимущественно в начале программы, плавные, мягкие, пластичные. Они
словно растягиваются по времени. Из программы должны быть исключены быстрые,
резкие, инерционные движения, особенно в позвоночном столбе. Слово «балет»
сразу подчеркивает, что физические упражнения выполняются под соответствующую
музыку, с использованием элементов хореографии.
Движения в
горизонтальном пластическом балете должны быть красивыми, изящными,
законченными, с сохранением необходимых поз, жестов, мимики. У детей
развивается чувство ритма, столь важное в хореографии и спорте. Программы
горизонтального пластического балета могут проводиться вместо комплексов
гимнастики пробуждения – как утром, так и после дневного сна. Укороченные
программы могут быть использованы в качестве физкультурных минуток, физкультурных
пауз. Специальные коррекционные программы оправдают себя в индивидуальной
работе с «отстающими» детьми. Да и некоторые знания по физической культуре можно вполне провести
в этом стиле. А какими интересными, музыкальными, эстетичными могут стать
физкультурные праздники, если в них включить программы горизонтального
пластического балета. Интересные возможности можно реализовать в
«горизонтальном пластическом балете» и как в новом виде соревнований.
Перспективны их колоссальны, а правила могут быть самыми разными.
1. «Координатная сетка» - ребенку предлагается в течение музыкальной программы (от 3 до 10
минут) коснуться кистью или стопой предварительно разложенных в определенных
местах предметов (это могут быть кубики, кегли и т. п.), причем сделать это
нужно красиво, изящно, искусно сочетая движения с музыкой, За отведенное время
надо успеть коснуться всех расставленных предметов, обычно образующих
какую-либо геометрическую фигуру.
2. «Собирание и складывание предметов» – в этой программе ребенку предлагают
собрать, двигаясь под музыку, разложенные на полу предметы и сложить их в одном
(указанном заранее) место за определенное время (до 10 минут).
3. «Оживление предметов» – в этой программе мальчик (или девочка) должны
последовательно коснуться каждого из спортивных предметов (например мяча,
скакалки, гимнастической палки, обруча), разложенных по углам условного
квадрата, «оживить их», выполнив с ними под музыку несколько движений в
горизонтальных позах. Необходимо за определенное время (от 3 до 10 минут) успеть
«оживить» все предметы.
4. «В тесноте, да не в обиде». - Данный класс программы горизонтального
пластического балета кроме всего прочего развивает у детей точность и
координацию движений, чувство схемы собственного тела, ориентировку в малом и
большом пространстве. С одной стороны зала по линии раскладываются кубики (или кегли) одного,
например желтого цвета. На расстоянии 4-6-8 метров от них на другой стороне
зала выстраивается с интервалом в 1-1.5 метра аналогичная шеренга кубиков, но
другого цвете, например красного. С обеих сторон таких кубиков может быть по 4,
5, 6 и т. д. . Дети принимают исходное положение лежа на спине, каждый у своего
кубика. Задача противоположных шеренг – за отведенное музыкальное звучанием
время (от 3 до 10 минут) поменяться с
партнерами местами (каждый со своим партнером сидящий напротив). Причем надо
успеть это сделать вовремя, выполнять перемещения в горизонтальных положениях,
двигаясь эстетично, в соответствии с характером музыки, и, не задев при встрече
партнера, умело разойтись.
5. «Джунгли» – этот класс программы горизонтального пластического балета
предполагает наличие в зале в заданном
пространстве множества предметов, например кегли, кубиков, мячей, которые
имитируют джунгли. Дети должны так
умело двигаться между ними, чтобы постараться не сбить ни один из предметов.
6. «Эстафета» – В этом классе программы обычно соревнуется две команды, каждая из
которых располагается в линию или по кругу. У первых участников обеих команд
имеется одинаковое количество эстафетных палочек (по 8 12 шт.), длина которых
составляет 25-30 см. На протяжении времени звучания музыки (от 3 до 10 минут)
каждая команда должна передать все эстафетные палочки последнему своему
участнику, замыкающему колонну или круг. При этом движения выполняются в горизонтальных
позах, в соответствии со звучащей музыкой.
7. «Рисуем музыкой образ без предметов» – в этом классе программ детям
предлагается придумать и создать свой образ движений под заданную музыку. Так,
предварительно прослушивая фрагмент музыкальной записи, дети должны, исходя из
характера музыки, постараться наяву воспроизвести то, что они услышали в этой
мелодии, показано то, что им привиделось. О чем они подумали. Причем выполнение
упражнений можно сопровождать словесным комментарием - рассказом, описывая то.
Что слышишь, чувствуешь и делаешь.
Естественно,
что перечисленные выше классы программ горизонтального пластического балета,
описанные как соревновательные, могут применяться и каждодневно в качестве
учебно - развивающих. Количество детей,
занимающихся одновременно с педагогом, может варьироваться: от подгруппы в 8 –
10 – 12 человек при фронтальном занятии 1 – 2- 3 –4 малышей во время
индивидуальной коррекционной работы.
Следует также сказать о трех ступенях сложности
программы:
1. «По подражанию» – самый
легкий, простой уровень, когда малыш повторяет за педагогом все его движения.
2. Самостоятельно, но с
необходимой помощью педагога отдельным детям или при выполнении каких-то
композиций.
3. «Полное самовыражение» –
самый зрелый, сложный и заключительный уровень программ горизонтального
пластического балета. Дети здесь должны самостоятельно, без участия педагога,
создать свою двигательно-музыкальную композицию, полностью выразить свое понимание музыки и чувству
движений.
Программы горизонтального пластического балета могут
быть как общими (развивающе -
оздоровительными), так и специальными – коррекционными, направленными на
преодоление тех или иных двигательных нарушений.
Источник: https://nsportal.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий