среда, 15 февраля 2017 г.

Викторина «Знатоки природы»

Сценарий экологической викторины
«Знатоки природы»
(старший дошкольный возраст)

Цель :
Закрепление знаний детей о живой природе.
Задачи:
• Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.
• Развивать логическое мышление детей.
• Вырабатывать умение быстро находить ответ.
• Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Материалы:
• Объекты живой и неживой природы.
• Карточки с заданиями.
• Наглядный материал с изображением объектов живой и неживой природы (звери, времена года, явления природы).
• Жетоны за правильные ответы.
• Эмблемы для команд.
• Игрушка рукавичка Старичок-Лесовичок.
• Музыкальный центр с аудио записями звуков природы.
Предварительная работа:
• Заучивание пословиц о временах года.
• Работа с календарем природы.
• Чтение сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев», рассказов Ю. Д. Дмитриева «Лесные загадки».
• Загадывание загадок о животных, временах года, явлениях природы.
• Прослушивание аудио записей со звуками природы.
Ход викторины
Приветствие.
Воспитатель: Здравствуйте гости.
Мы расскажем вам о том,
Как мы весело живем.
День с зарядки начинаем.
Упражненья выполняем
Всех приветствуем с утра:
«С добрым утром!»
За день много успеваем:
Весело поем, играем.
На занятиях всегда
У нас серьезная игра.
Воспитатель. 
-Ребята, да у нас еще один гость,  посмотрите? Кто же это ребята?
Дети. 
-Старичок-Лесовичок.
Воспитатель. 
-Правильно ребята.
-Но что привело тебя Старичек-Лесовичок к нам, почему ты покинул свой сказочный лес.
Воспитатель подставляет к уху игрушку Старичка-Лесовичка.

-Ребята, Старичок-Лесовичок пришел к нам, что бы узнать о том, насколько хорошо мы знаем природу, как бережно мы к ней относимся. Старичок-Лесовичок приготовил для нас несколько конвертов с испытаниями. Что в них даже я не знаю. А Вам интересно узнать, что в них?


Дети.
-Да
Воспитатель.
-Ну что же, а что бы нам было интересней давайте разделимся на две команды – команда белочек и команда елочек.
(Воспитатель развешиваю медальоны с изображением белочек и елочек).
-Итак, команды, внимание! За правильный ответ команда получает жетон. Команда, набравшая большее количество жетонов будет победителем нашей викторины.
-Ребята, посмотрите какой красочный конверт, что же в нем находится?
Конверт № 1 «Подбери слово» (общие для двух команд, картинки выбирают дети).
1. Лес может быть густой, а может быть и ___ (редким).
2. Волк – зверь большой, а еж ___(маленький).
3. Весна бывает ранняя, а бывает ___(поздняя).
4. Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины ___(горькие).
5. Лось могучий, т. е. ___(крупный, огромный).
6. Цветы сирени ароматные, т. е. ___(душистые).

Ответы детей.
Вручение жетонов за правильные ответы (каждой команде по жетону).
Воспитатель.
-Молодцы ребята с первым испытанием мы с вами справились. Что же во втором конверте? Какой он красивый вот уж постарался Лесовичок.
- Ребята Старичок-Лесовичок очень доволен вашими ответами: «правда Старичек-Лесовичок»,
- Посмотрите какой он довольный. Ребята, а у меня для вас есть загадка.
Эта вода как камень тверда.
 Солнце припечёт- она потечёт.
(Лед)
Растёт она вниз головой.
Не летом растёт, а зимой.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт.
 (Сосулька)
Показываю картинку с изображением льда, сосульки).

 -Ребята а давайте вместе по лучше рассмотрим кусочки льда и проведем с вами опыты со льдом.
(Оборудование: стакан (со льдом, стакан с холодной и горячей водой,
картинки с изображением льда, листы бумаги разного цвета (серый, белый, голубой).
Опыт №1. «Определение цвета».
- Ребята как вы думаете какого цвета лёд? (бесцветный)
Если дети называют: белый, голубой, серый показывать им эти цвета и сравнивать их со льдом.
Опыт №2. «Определение прозрачности».
-Теперь я положу под кусок льда картинку. Видно картинку? Значит лёд какой?
Дети - прозрачный.
Опыт №3. «Воздействие температуры».
-Ребята, посмотрите. у меня два стаканчика, один с холодной водой, а второй с горячей.
(Пригласить детей потрогать стаканы с водой и кусочки льда).
-Как вы думаете, кусочек льда утонет в воде или нет?.
-Опустим кусочки льда в стаканчик с холодной и горячей водой.
 Смотрите, кусочек льда не тонет.
-Как вы думаете, что произойдет со льдом. (ответы детей)
- А как вы думаете в какой воде лед растает быстрей (ответы детей)
- Действительно, под действием тепла лёд превратится в воду.
Вывод:
-Давайте теперь объединим всё, что мы узнали про лед.
-Какой он? (ответы детей -бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду).
Как из воды получить лёд? (Ответы).
-Давайте отставим стаканчики на окно и вернемся к ним попозже.
Воспитатель.
А нас с вами ждет уже следующий конверт с испытанием №2
«Разрезные картинки». (делаем на столах по командам).
Воспитатель.
-Молодцы ребята очень красивые картинки у вас получились. Каждая команда получает по жетону.
-А у нас следующий конверт с испытанием № 3
«Ответь на вопросы» (по командам, переворачиваю картинки обратной стороной
 и прошу каждого взять по картинки).
(вопрос, посмотрите у кого картинка с ответом)
Общие для двух команд:
1. У кого из животных есть иголки? (Еж, дикообраз, ехидна).
2. Кто в лесу всю зиму спит? (медведь, барсук, еж).
3. В какое время года на деревьях распускаются листочки? (Весной)
4. Лев - дикое или домашнее животное? (Дикое)
5. Когда собирают урожай с полей и огородов (Осенью)
6. У какого домашнего животного есть рога и копыта? (Бык, корова, коза, баран, овца, конь, свинья).
7. Какое животное можно назвать длинноухим? (Заяц, осел)
8. Чем выделяется береза среди других деревьев? (Цветом ствола)
Физкультминутка
Мы слепили снежный ком.
Воспитатель.
- Ну что же и с этим испытанием мы справились, но я вижу еще один красивый конверт, ребята как вы думаете, что в нем.
Испытание №4
«Прослушивание записей «Голоса птиц» и определение, кому они принадлежат».
(на ковре или у доски)
Воспитатель включает аудио запись с голосами птиц: Назовите что это за птица. Найди картинку с ее изображением.
Дети озвучивают ответы и получают жетоны за правильные варианты ответа.
Воспитатель.
-Ребята, а где хорошо живется этим птичкам, которых мы слушали (в лесу)
- А а вы, ребята, знаете правила посещения леса? Чего нельзя делать в лесу?
Испытанием №5 «Составить правила посещения леса».
Ребята выберите по одной картинке и расскажите что на ней изображено.
Ответы детей. 
Получение жетонов (каждой команде по жетону).
Воспитатель: 
-Давайте посчитаем сколько жетонов получила команда белочек-,
-а сколько команда елочек-. (На сколько больше на сколько меньше).
Команда набравшая большее количество жетонов получает диплом «Знатока природы», а вторая команда получает диплом «Любителя природы».
-Ребята, какие вы молодцы, так хорошо рассказали о правилах посещения леса. Старичок-Лесовичок очень рад нашим ответам, сколько интересных испытаний он для нас придумал, давайте, и мы сделаем для него подарок «Снеговика» пусть он будет его помощником в его сказочном лесу.
(Подготовить детали снеговика на лист формата А4- 12 деталей).
- Ребята, возьмите по одной детале, и расположите ее на листе.
-Из каких деталей состоит наш Снеговик?
Выполнение работы
Ну вот, ребята, какой чудный Снеговик у нас получился.
 Давайте попрощаемся с нашим гостем.

Воспитатель:
- Ребята, скажите, Вам понравилась наша викторина?
- Сложные были вопросы?
-А что понравилось больше всего?
-А какие задания вам показались сложными?
- А что нового вы узнали.
Ответы детей.


Комментариев нет:

Отправить комментарий