Психологическая безопасность образовательного процесса - это состояние
психологической защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию,
позитивному мировосприятию и отношению к самому себе.
Психологически безопасная образовательная среда ДОУ влияет, в конечном
счете, на микроклимат в группе, способствует созданию необходимого
психологического комфорта для всех участников образовательного процесса, но что
самое главное - способствует успешной социализации детей. Находясь в группе
сверстников, ребенок уже в детском саду претендует на признание - стремится
стать в этой среде успешным, популярным или авторитетным.
Проявляя лидерские качества дети могут быть агрессивными, в этом возрасте
коммуникативные навыки развиты недостаточно, процессы возбуждения превалируют
над торможением, а морально-нравственные нормы еще в полной мере не усвоены. От
воспитателя, от умений педагога создать психологически благоприятный
микроклимат в группе зависят частота и амплитуда проявлений агрессии у детей.
Педагог может подавлять детей своими замечаниями и наказаниями, а может
укреплять веру в себя, не провоцируя страхов у детей. Многообразные страхи детей,
с одной стороны, явление нормальное, свойственное возрасту, ведь каждый ребенок
в своем развитии проходит много разных страхов, но с другой стороны, дети
пытаются любой ценой от них избавиться. Одним из средств преодоления страхов и
становится агрессия.
Уголок психологической разгрузки в
группах детского сада – это пространство, организованное таким образом, что
находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность. Пребывание в
таком уголке снимает стресс, улучшает психофизическое состояние.
В таких уголках используется специальное световое
оборудование, сухие бассейны, создается уникальная мягкая среда.
Хотелось бы рассказать вам о нашем опыте
организации предметно-пространственной развивающей среды на одном из его
элементов – «Уголка Уединения».
К сожалению, как и многим нашим
коллегам, нам пришлось столкнуться с ограниченностью пространства группы.
Поэтому мы по максимуму использовали каждый уголок нашей группы.
Наш «Уголок Уединения»,
который мы назвали «Домик Гномиков»,
где каждый ребенок может посидеть один, отдохнуть, уединиться,
подумать о чем либо, так же сделан нашими руками из самой обыкновенной коробки
из-под игрушечного домика. Но как это часто бывает с
людьми нашей профессии, т. е. творческими людьми, выбросить вот так просто
красивую коробку, ни кто не решился, и как оказалось не зря.
Каркас для крыши и заборчик для домика вырезали также из коробки, сделанной из
толстого гофрированного картона, черепицу из простого серого картона, а затем
обклеили все цветной самоклеющейся бумагой.
Чудесных гномиков распечатали
из интернета в формате А4 и за ламинировали для жесткости и более долгой
эксплуатации (а так же обработки, легко можно протереть влажной губкой для
удаления пыли). Для декорации использовали аппликации из цветной самоклеющейся
бумаги, а так же бабочек и божьих коровок.
Для того чтобы отделить домик от группового пространства использовали спорт
инвентарь: обручи на деревянных стойках, задекорировали их цветными лентами.
Для того чтобы ребенку удобно было сидеть, положили на пол симпатичную
мягкую подушечку.
Вот в таком чудесном «Домике Гномиков» ребенок может уединиться или даже спрятаться, если этого требует его
эмоциональное состояние.
Буду рада если кому-то из Вас, дорогие коллеги, моя идея пригодится.
Удачи всем Вам и творческих идей!
Прекрасная идея!!!
ОтветитьУдалить