пятница, 20 октября 2017 г.

Консультация для родителей: "Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников"

Неправильные поступки детей в природе часто связаны с отсутствием достаточного количества знаний у детей. Чем мы в семье можем помочь детям? Конечно, можем что-то рассказать им из своего опыта, так как сами имеем знания о природе. Но дело в том, что не всегда мы можем правильно, в доступной форме сообщать эти знания детям. И верным нашим помощником в данном случае являются книги. Попробуйте ответить на ряд вопросов.


Как вы покупаете книги своему ребенку? На что обращаете внимание? (На содержание, на иллюстрации, на отсутствие данной книги в вашей библиотеке, просто так покупаете.) Как Вы читаете книги? (Читаю сразу с листа, сначала сам знакомлюсь с содержанием, сначала рассматриваю с ребенком иллюстрации.) Конечно, желательно, чтобы взрослые сначала сами познакомились с содержанием и лишь, потом читали ребенку.
Надо ли учитывать возраст детей при чтении литературы? (Возраст учитывать надо и стараться не читать малышам историй страшных, которые могут их огорчить, с плохим концом.)
Вы, наверное, обратили внимание на то, что наши поэты, писатели очень нежно описывают и комара, и мошку, и жучка. Делают они это правильно. Необходимо, чтобы с ранних лет малыша окружали добро и ласка, чтобы у него возникло желание любоваться всем живым и беречь его – все это красиво, прекрасно. А в дальнейшем произойдет перенос такого поведения на взаимоотношения с людьми, которые окружают ребенка.
Часто ли вы читаете книги вместе с ребенком? В какое время читаете? (Как попросит ребенок; перед сном; в свободную минутку.) Какие книги о природе есть в вашей семье для чтения детям? Обсуждаете ли вы прочитанное вместе с ребенком? Нужно ли это делать?
Не пробовали ли вы после прочтения книги проводить на прогулке игры. (Например, кто может жить в кустах, а кто в траве.) Как вы считаете, нужно это делать, дает это пользу детям? Приходилось ли вам в жизни встречаться с аналогичной ситуацией, прочитанной прежде в книге?
Как вы считаете, оказывает ли литература влияние на поведение ребенка?
Меняется ли отношение детей к окружающей природе после чтения, бесед?
Итак, что необходимо родителям, прежде чем читать:
Во-первых, самим познакомиться с содержанием.
Во-вторых, учитывать возраст ребенка, поймет ли ее ребенок.
В-третьих, постараться выбрать время, чтобы при чтении не спешить, не отвлекаться на посторонние дела.
В-четвертых, обговорить прочитанное, задать ребенку 2-3 вопроса, выяснить, понял ли он содержание, как он относится к поступкам героев.
И наконец, можно рассмотреть иллюстрации, но не самим рассказывать, а предложить ребенку самому рассказать. Можно также вместе с детьми смотреть телепередачи «Спокойной ночи, малыши», «В мире животных». Но здесь важно не забывать о том, что должно обязательно присутствовать обсуждение увиденного (выясняем, как дети поняли, что запомнили, на что обратили внимание). Хорошо иметь дома подборку открыток с природоведческим содержанием, набор диафильмов и слайдов.
И, наконец, никакие книги, никакие разговоры не помогут, если мы сами будем негативно относится к животным и растениям, если мы не будем поддерживать у детей интерес к природе, не будем учить детей любоваться ее красотами, если не будем практической деятельностью оказывать помощь природе. Важно сделать так, чтобы встреча с природой доставляла детям удовольствие.
И дома, чтобы поднять настроение, доставить детям радость, можно устраивать праздники. Не просто заставлять детей выполнять какое-то неинтересное поручение, а играть с ним, ведь игра – основной вид деятельности дошкольника. «Упражнения для добрых волшебников» – такие поручения дети выполняют намного охотнее и более тщательно. 

В заключение разговора хочется пожелать вам успехов в воспитании детей.

1 комментарий:

  1. Добрый день, Светлана Сергеевна. А ведь верно, чаще всего мы не задаем ни себе ни ребенку таких вопросов.

    ОтветитьУдалить