Неправильные поступки детей в природе
часто связаны с отсутствием достаточного количества знаний у детей. Чем мы в
семье можем помочь детям? Конечно, можем что-то рассказать им из своего опыта,
так как сами имеем знания о природе. Но дело в том, что не всегда мы можем
правильно, в доступной форме сообщать эти знания детям. И верным нашим
помощником в данном случае являются книги. Попробуйте ответить на ряд вопросов.
Как вы покупаете книги
своему ребенку? На что обращаете
внимание? (На содержание, на иллюстрации, на
отсутствие данной книги в вашей библиотеке, просто так покупаете.) Как Вы
читаете книги? (Читаю сразу с листа, сначала сам знакомлюсь с содержанием,
сначала рассматриваю с ребенком иллюстрации.) Конечно, желательно, чтобы
взрослые сначала сами познакомились с содержанием и лишь, потом читали ребенку.
Надо ли учитывать возраст
детей при чтении литературы? (Возраст учитывать надо и стараться не читать малышам
историй страшных, которые могут их огорчить, с плохим концом.)
Вы, наверное, обратили внимание на то, что
наши поэты, писатели очень нежно описывают и комара, и мошку, и жучка. Делают
они это правильно. Необходимо, чтобы с ранних лет малыша окружали добро и
ласка, чтобы у него возникло желание любоваться всем живым и беречь его – все
это красиво, прекрасно. А в дальнейшем произойдет перенос такого поведения на
взаимоотношения с людьми, которые окружают ребенка.
Часто ли вы читаете книги
вместе с ребенком? В какое время читаете? (Как попросит
ребенок; перед сном; в свободную минутку.) Какие книги о природе есть в вашей
семье для чтения детям? Обсуждаете ли вы прочитанное вместе с ребенком? Нужно
ли это делать?
Не пробовали ли вы после прочтения книги
проводить на прогулке игры. (Например, кто может жить в кустах, а кто в траве.)
Как вы считаете, нужно это делать, дает это пользу детям? Приходилось ли вам в
жизни встречаться с аналогичной ситуацией, прочитанной прежде в книге?
Как вы считаете, оказывает ли литература
влияние на поведение ребенка?
Меняется ли отношение детей к окружающей
природе после чтения, бесед?
Итак, что необходимо родителям, прежде чем
читать:
Во-первых,
самим познакомиться с содержанием.
Во-вторых,
учитывать возраст ребенка, поймет ли ее ребенок.
В-третьих,
постараться выбрать время, чтобы при чтении не спешить, не отвлекаться на
посторонние дела.
В-четвертых,
обговорить
прочитанное, задать ребенку 2-3 вопроса, выяснить, понял ли он содержание, как
он относится к поступкам героев.
И наконец, можно рассмотреть иллюстрации,
но не самим рассказывать, а предложить ребенку самому рассказать. Можно также
вместе с детьми смотреть телепередачи «Спокойной ночи, малыши», «В мире
животных». Но здесь важно не забывать о том, что должно обязательно
присутствовать обсуждение увиденного (выясняем, как дети поняли, что запомнили,
на что обратили внимание). Хорошо иметь дома подборку открыток с
природоведческим содержанием, набор диафильмов и слайдов.
И, наконец, никакие книги, никакие
разговоры не помогут, если мы сами будем негативно относится к животным и
растениям, если мы не будем поддерживать у детей интерес к природе, не будем
учить детей любоваться ее красотами, если не будем практической деятельностью
оказывать помощь природе. Важно сделать так, чтобы встреча с природой
доставляла детям удовольствие.
И дома, чтобы поднять настроение,
доставить детям радость, можно устраивать праздники. Не просто заставлять детей
выполнять какое-то неинтересное поручение, а играть с ним, ведь игра – основной
вид деятельности дошкольника. «Упражнения для добрых волшебников» – такие
поручения дети выполняют намного охотнее и более тщательно.
Добрый день, Светлана Сергеевна. А ведь верно, чаще всего мы не задаем ни себе ни ребенку таких вопросов.
ОтветитьУдалить