Дети
дошкольного возраста, подражают окружающим, перенимают не только все тонкости правильного
произношения, словоупотребления, построение фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются
у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.
Речь
воспитателя, который постоянно находится в поле зрения детей, в общении с ними,
является основным источником, из которого дети получают образец родного языка.
Речь взрослого должна быть выдержана в определённом темпе, громкости, должна
быть интонационно выразительной, грамматически оформленной, связной, доступной
для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Рассказ, прочитанный воспитателем с использованием средств
выразительности, вызывает интерес у детей, заставляет их сопереживать, надолго
запомнить содержание; тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром темпе, без
эмоций, может вызвать только скуку и безразличие к художественному
произведению.
Педагог
должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочётов в ней
стремиться к их устранению.
Чтобы
знать о совершенстве собственной речи, воспитателю необходимо прислушиваться к
замечаниям товарищей.
Дети
успешнее будут усваивать звуки родного языка у воспитателя с внятной, ясной
отчётливой речью.
Речь
воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями,
достаточно громкой и неторопливой. Замедленную речь детям легче воспринимать,
следить за её содержанием, запоминать текст. Кроме того, речь воспитателя
должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к
детям, но и ко всем другим работникам детского сада.
Голос –
это профессиональный инструмент воспитателя и им необходимо правильно
пользоваться, беречь от перенагрузок. Если голос тихий и слабый, его необходимо
развивать до более громкого и укреплять специальными упражнениями.
Таким
образом, работая с детьми, воспитатель должен
обратить внимание на следующее:
1. Правильно
произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
2. Иметь
ясную, чёткую и отчётливую речь , т.е. хорошую дикцию.
3. Использовать
в своей речи литературное произношение, т.е. придерживаться орфоэпических норм.
4. Стремиться
правильно использовать интонационные средства выразительности с учётом
содержания высказывания.
5. В
общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной
громкости голоса.
6. Связно
и доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя
слова и грамматические конструкции.
7. Не
допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона , грубых выражений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий